Россия-Восток: синергия ответственного и исламского финансирования для общего процветания
Россия-Восток: синергия ответственного и исламского финансирования для общего процветания
19 маяОрганизатор: Сбербанк России.
Место проведения: Зона СБЕР Лаунж А, 1 этаж
Время: 19.05.2023, 14:40-16:00
Модератор: Завьялова Татьяна Владимировна, старший вице-президент по ESG, ПАО Сбербанк.
Спикеры:
Швецов Сергей Анатольевич, председатель Наблюдательного совета, Московская биржа;
Сираджуддин Сухаими, заместитель генерального директора, Государственное агентства исламского развития, Малайзия;
Хондамир Нусратхужаев, член Совета по финансовому учету, Организация бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых учреждений (AAOIFI);
Мухаммед Абдул Халид, экономический советник бывшего премьер-министра Малайзии Махатхира Мохамада, Малайзия.
Татьяна Завьялова предложила тему перспективы синергии исламского банкинга и ESG. Обращаясь к Мухаммеду Абдул Халиду, модератор пригласила его высказаться о способах управления исламским банкингом в Малайзии.
Мухаммед Абдул Халид отметил, что ESG – это новая концепция. Он заметил: «Мы в Малайзии исходим не просто из необходимости роста, но и из понимания того, что рост должен приносить пользу всем. Мы очень много инвестируем, в образование, в здравоохранение, в социальную сферу. Мы начали это с 1963 года и вот теперь достигли серьёзного результата». Несмотря на то, что первоначально инвестиции не были популярны среди мусульманского населения, однако эта проблема была решена. Во-первых, необходимо следить за равномерностью распределения доходов. Во-вторых, в финансовой сфере должны работать профессионалы, а не политики.
Он также подчеркнул, что система исламских финансов не должна поддаваться давлению со стороны западных структур. Система управления должна ориентироваться на социальные вопросы, она должна быть прозрачной и учитывать интересы своей страны.
Сергей Швецов отметил, что выстраивая работу по привлечению в Россию западного капитала, мы недооценили восточное направление, и теперь надо преодолевать это отставание в форсированном режиме. Для этого необходимо перестроить финансовый рынок России с учётом интересов Восточных инвесторов.
Важная роль здесь принадлежит цифровым финансовым активам, которые не воспринимаются как харам, в отличие от классических ценных бумаг. Он также озвучил идею финансирования социальных программ в Москве в рамках модели, соответствующей правилам исламского финансирования.
Хондамир Нусратхужаев рассказал об опыте работы с исламским финансированием, синхронизированным с ESG. Ближний Восток выступил, по сути дела, пионером в развитии программ ESG. Поэтому нет причин слепо копировать западные практики ESG, необходимо учитывать собственные интересы в ESG финансировании.
Рассматривая идею объединения усилий в области ответственного и исламского финансирования он отметил отсутствие единых стандартов и сопоставимой отчётности в области исламского банкинга и ESG финансирования. Хондамир Нусратхужаев особо отметил, что стандартизация уменьшает гибкость финансовых механизмов и мешает учету специфики, но для адекватной оценки эффекта ESG инвестирования необходима синхронизация понятий и отчётности в этой области. И страны Востока и Россия могли бы принять свои собственные правила в этой сфере.
Сираджуддин Сухаими поделился опытом интеграции исламского ESG инвестирования в ходе функционирования Малазийской углеродной биржи. Он отметил, что в Малайзии принято смотреть на ESG в более широком контексте. Основная цель любой стратегии – защита общественных интересов.
Мухаммед Абдул Халид подчеркнул, что исламские финансы и ESG – это, на самом деле одно и тоже. И там, и там существует принцип разделения, и запрет вреда. Поэтому мы можем получить результат от ESG, если в этой программе будет активно участвовать правительство. Например. В Малайзии всего 2 процента населения – мусульмане и при этом 40 процентов финансов – исламские. Ведущая роль центрального банка в реализации этой стратегии позволяет обеспечивать устойчивое развитие. Исламские инструменты предназначены не обязательно для мусульман, это очень хорошая альтернатива традиционном банкингу, например, в Германии готовятся к выпуску сукук.
Сергей Швецов подчеркнул, что решение этих задач в рамках единой платформы должно быть эффективным, хотя сертификация едва ли может быть унифицирована, дискуссионные стримы вполне могут быть объединены в рамках единого трека.
По мнению Хондамира Нусратхужаева, отсутствие исламского банкинга в России препятствует эффективному инвестированию. Исламские финансы – это не обряд поклонения, доступный только мусульманам. Стереотипы сдерживают развитие.
Сираджуддин Сухаими отметил, что ESG и исламские финансы как две стороны одной медали, в том смысле, что их невозможно разделить.
Подводя итоги дискуссии, Татьяна Завьялова подчеркнула, что синергия ESG и исламских финансов, в свою очередь будет усиливать оба стрима.
*ESG расшифровывается как «Environment, Social, Governance». В переводе с английского — «окружающая среда, общество, управление». Это стратегия развития, которая предусматривает прозрачность в менеджменте, заботу об экологии и людях, с которыми соприкасается компания. Понятие появилось в 2004 году — его сформулировал Кофи Аннан, который тогда занимал пост Генерального секретаря ООН.