Инфраструктурные условия для развития сотрудничества в области промышленности, транспорта и логистики между Россией и Туркменистаном

Инфраструктурные условия для развития сотрудничества в области промышленности, транспорта и логистики между Россией и Туркменистаном

Организатор: Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

Место проведения: г. Казань, МВЦ «Казань Экспо», зал 15.

Время: 18.05.2023, 14:00-15:20.

Модератор: Сейитуглы Байсейидов, заместитель председателя Агенства «Туркмендениздерьяйоллары» Агентства транспорта и коммуникаций при Кабинете Министров Туркменистана

Спикеры:

Мамметхан Чакыев, генеральный директор Агентства транспорта и коммуникаций при Кабинете Министров Туркменистана;

Иванов Валентин Олегович, заместитель Министра транспорта Российской федерации;

Афанасьев Денис Александрович, заместитель Председателя правительства Астраханской области;

Байрамгулы Татов, заместитель министра промышленности и строительных материалов Туркменистана;

Ханифов Фарит Мударисович, министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан;

Нуриддин Азизи, министр промышленности и торговли Исламского Эмирата Афганистан;

Цыганов Василий Витальевич, генеральный директор АО «ВТК «Камаз»;

Гайнетдинов Руслан Шевкатович, председатель Совета директоров Корпорации развития предпринимательства Ульяновской области;

Аллагулы Худайбердиев, заместитель генерального директора АООТ «Железные дороги» Туркменистана

Мамметхан Чакыев, генеральный директор Агентства транспорта и коммуникаций при Кабинете Министров Туркменистан в своем выступлении отметил, что данная сессия является значительным моментом в развитии российско-туркменского партнерства. Потенциал Туркменистана огромен, в развитие инфраструктуры вкладываются большие инвестиции. Туркменистан планирует официально присоединиться к Соглашению о международном транспортном коридоре (МТК) «Север-Юг». В этом направлении страна активно взаимодействует с Россией, Казахстаном, Узбекистаном и другими странами. В России Туркменистан особенно активно сотрудничает с Астраханской областью. «Мы подписали меморандум о создании логистического центра в портовой особой экономической зоне Астраханской области, – сказал Мамметхан Чакыев. – Уверен, что этот центр станет стимулом для роста грузоперевозок и дальнейшего развития коридора «Север – Юг».

Заместитель министра транспорта РФ Валентин Иванов отметил активное взаимодействие с Туркменистаном в области грузоперевозок. По сравнению с 2021 годом, в 2022 году общий объем перевозок вырос на 40%. Экспорт грузов в Туркменистан увеличился более, чем в два раза. Осуществляется плотное взаимодействие в рамках МТК «Север-Юг», так, с октября 2022 начались регулярные перевозки, в 2023 году объем перевозок планируется в размере 1 млн тонн, 2025 год – 5 млн тонн. Россия видит большой потенциал и привлечение Туркменистана как транзитной территории.

Заместитель председателя правительства Астраханской области Афанасьев Денис Александрович подчеркнул, что несмотря на геополитическую обстановку наблюдается стабильный рост грузоперевозок. Осуществляется активное взаимодействие с Исламской Республикой Иран, Туркменистаном, Турцией и другими странами. Из Астрахани в Туркменистан отправляется сельскохозяйственные и промышленные товары, обратно же в Россию импортируются полипропилен и карбамид. Происходит вовлечение в грузоперевозки близлежащих стран, таких как Кыргызстан, Узбекистан и т.д.

В Астраханской области был сформирован Каспийский кластер – 2 особые экономические зоны: ОЭЗ ППТ «Лотос» и Портовая ОЭЗ, включающая ООО «ПЛК «Каспий» и ООО «АгроТерминал Каспий». Развивается сотрудничество в области судостроения. Была успешно осуществлена реализация судостроительных проектов. Непосредственно для Туркменистана реализовали такие проекты как транспортная баржа «Дагбаши» и СПБУ «Каспийский Бурильщик»

Министр промышленности и торговли Афганистана Азизи Нуриддин отметил, что Афганистан планирует использовать МТК «Север – Юг» для доставки грузов в Россию и в обратном направлении по Каспийскому морю, через порт в Туркменистане, а далее – через российские порты Оля и Махачкала. 

Байрамгулы Татов, заместитель министра промышленности и строительного производства Туркменистана, отметил, что сегодня в Туркменистане проводится масштабная работа, направленная на улучшение качества жизни людей, идет строительство жилых комплексов, в частности Ашхабад сити площадью 144 га, и создание всей необходимой для комфортной жизни инфраструктуры. В страна испытывает большую потребность в качественных строительных материалах. В настоящее время функционирует три цементных завода, мраморный завод, предприятие по производству керамзита и железобетона и другие. Спикер пригласил российские компании развивать сотрудничество в этом направлении.

Министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Фарит Ханифов рассказал, что через Республику Татарстан движение грузов с Севера на Юг производится по железной дороге через Нижнекамский узел. В 2022 году всего было перевезено 15,5 тыс. тонн грузов. В 2025 планируется увеличить эту цифру до 17,7 тыс. тонн, а в 2030 – до 19 тыс. тонн. Для решения проблем, возникающих с ростом объемов грузоперевозок, необходим комплексный подход. Для этого требуется скоординированная работа Куйбышевской, Южно-Уральской и Приволжской железных дорог, в том числе, необходимо увеличение количества тяговых локомотивов, обеспечение своевременной подачи вагонов для отгрузки продукции, увеличение квоты на транспортировку продукции. Также необходимо предоставление прогнозных объемов отгружаемой продукции от грузоотправителей, развитие железнодорожной инфраструктуры предприятий, увеличение пропускной способности пограничных переходов

Генеральный директор ВТК «Камаз» Василий Цыганов отметил, что его компания является основным партнером туркменской автотранспортной отрасли. В Туркменистане были открыты сервисные центры, объединение совместных усилий приведет к дальнейшему взаимовыгодному экономическому развитию.

Председатель Совета директоров Корпорации развития предпринимательства Ульяновской области Руслан Гайнетдинов, рассказал, что Ульяновская область прорабатывает прямой логистический маршрут в рамках МТК «Север – Юг». В течении 2022 и 2023 годов были осуществлены пробные железнодорожные поставки в Иран по западному и восточному коридору (Инче-Бурун). Существует необходимость в развитии складской инфраструктуры в Инче-Бурун. В Афганистане отмечается потребность в таких товарах, как подсолнечное масло, мука и другие, которые можно было бы поставлять по данному коридору. Существует необходимость утверждения сертифицированных аккредитованных партнеров, чтобы избежать неисполнения обязательств по доставке грузов.