«Россия – Исламский мир: сотрудничество в области судостроения»

«Россия – Исламский мир: сотрудничество в области судостроения»

Организатор: Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

Место проведения: г. Казань, МВЦ «Казань Экспо»

Время: 19.05.2023, 10:00-11:40

Модератор: Магаровский Вячеслав Валерьевич, начальник отдела гидродинамики ФГУП «КГНЦ»

Спикеры:

Пинский Александр Савельевич, генеральный директор АНО «Отраслевой центр МАРИНЕТ»;

Мистахов Ренат Искандерович, генеральный директор судостроительной корпорации «Ак Барс»;

Гурленов Андрей Владимирович, генеральный директор ООО «СИТРОНИКС ЭЛЕКТРО»;

Волынский Илья Александрович, министр промышленности, торговли и энергетики Астраханской области;

Мишанов Анатолий Викторович, генеральный директор АО «Южный центр судостроения и судоремонта».

Генеральный директор АНО «Отраслевой центр МАРИНЕТ» Александр Пинский, отметил, что одним из перспективных направлений сотрудничества с зарубежными странами является автоматическое и дистанционное управление морскими судами. Он презентовал пилотный проект по автоматическому и дистанционному судовождению реализуемый. совместно с российскими судоходными компаниями, ИТ-компаниями, при поддержке Минпромторга России, Минтранса России и Российского морского регистра судоходства. Цель проекта — создание технических возможностей и правовых условий для эксплуатации морских автономных наводных судов (МАНС) под флагом России.

В настоящее время в России автономные суда уже используются в реальных условиях. Разработана основа законодательства РФ по автономному судовождению. Россия – единственная страна в мире, где официально разрешено автономное управление судами. Выпущены рекомендации, в которых, впервые в мире, интерпретированы практические решения математическим и алгоритмическим языками. Практическое применение автономных систем на судах РФ и данная законодательная база легли в основу разработки международных требований по автономному судовождению. Существует и уже апробирована система обучения моряков для работы на автономных судах. Российский опыт стал передовым для использования в международном сообществе.

Ренат Мистахов, генеральный директор судостроительной корпорации «Ак Барс», представил возможности компании, которые они предлагают своим клиентам. Судостроительная корпорация «Ак Барс» предлагает «пакетные» решения, включающие не только строительство судов, но и формирование бизнес-модели для заказчика, расчет и прогноз загрузки маршрутов, расчет стоимости эксплуатации парка судов, помощь в организации эксплуатации судов и т.п. Другое крупное направление – формирование и развитие береговой инфраструктуры, с проектированием логистики, учитывающей сухопутную логистику для доставки/отправления грузов. Компания предоставляет полный пакет гарантии, модернизации, сервисного обслуживания и даже утилизации судов.

В корпорации функционирует собственное проектное бюро, а также полная заводская инфраструктура, включающая выполнение полного цикла работ по судостроению. Кроме того, имеется два приборостроительных завода, которые практически на 100% обеспечивают замещение систем судовых приборов, поставка которых оказалась под санкциями.

В настоящее время в корпорации внедряются аддитивные технологии, проектируются новые композитные материалы, активно используется цифровизация различных направлений деятельности. Создаются суда не только на базе сжиженного топлива, но и на сжиженном газе. Сейчас проектируются суда на водородном топливе, электрические суда.

У корпорации имеются необходимые земельные ресурсы, здания, а также мощный человеческий капитал, но развитие инновационных направлений требует инвестиций.

Генеральный директор ООО «СИТРОНИКС ЭЛЕКТРО» Андрей Гурленов представил свою компанию, основными направлениями деятельности которой является создание электрофлота и соответствующей инфраструктуры, а также ПО для автономного судовождения. К ключевым технологическим достижениям компании можно отнести обеспечение высоких скоростей заряда электросудов, в том числе со скоростью зарядки свыше 1 МВатт/час, создание аккумуляторных батарей высокой емкости, формирование зарядной инфраструктуры на водных поверхностях на основе сложных инженерных электротехнических решений, разработку стандартов протоколов обмена между электросудном и зарядной станцией, разработку ПО для пассажирского водного транспорта.

Министр промышленности, торговли и энергетики Астраханской области Илья Волынский подчеркнул, что необходимо наращивать флот на Каспийском море. Сейчас наблюдается значительный рост объемов и числа перевозок по коридору «Север – Юг» из Ирана, Индии, других стран Юго-Восточной Азии в РФ. Астраханская область играет ключевую роль в формировании политики России на транспортном флоте, в том числе в рамках пути «Север – Юг». Он отметил, что судостроительные предприятия Астраханской области обладают необходимой производственной базой, опытным персоналом и компетенциями для строительства судов транспортного, пассажирского и дноуглубительного флота.

В регионе действует особая экономическая зона «Лотос», предоставляющая резидентам значительные налоговые послабления. На данной территории зарегистрированы 12 резидентов с заявленными инвестициями свыше 40 млрд руб. и фактически уже осуществленными – свыше 2 млрд руб.

Генеральный директор АО «Южный центр судостроения и судоремонта» Анатолий Мишанов рассказал, что компания строит круизное судно «Пётр Великий». Также планируется строительство серии сухогрузов-контейнеровозов из 25 судов, четырех из которых уже начали строить. Также центре строит земснаряды по абсолютно новой технологии, не имеющей аналогов в мире.