МТК «Север – Юг». Россия – Восток: логистика, импорт-экспорт»
МТК «Север – Юг». Россия – Восток: логистика, импорт-экспорт»
18 маяОрганизаторы-партнеры Каспийский международный интеграционный Клуб «Север-Юг»Место проведения: г. Казань, МВЦ «Казань Экспо»
Модератор: Алевтина Григорьевна Кириллова, генеральный директор АНО «Евразийская Агрологистика», д.т.н., профессор
Спикеры:
Абдулатипов Рамазан Гаджимурадович, постоянный представитель Российской Федерации при ОИС;
Юсеф Хасан Халави, генеральный секретарь Исламской палаты торговли, промышленности и сельского хозяйства ICCIA;
Мурев Дмитрий Иовчович, генеральный директор АО «РЖД Логистика»;
Левитин Игорь Евгеньевич, помощник Президента Российской Федерации;
Байсейидов Сейитгулы, заместитель Председателя Агентства транспорта и коммуникации при Кабинете Министров Туркменистана, начальник Туркменбашинского международного морского порта;
Мирсаяпов Руслан Загитович, торговый представитель Российской Федерации в Азербайджанской Республике;
Северилов Андрей Владимирович, председатель совета директоров транспортной компании «ФЕСКО»;
Мохаммад Реза Модаррес Хиабани, генеральный директор судоходных линий Исламской республики Иран;
Атул Упадхай, представитель от совета директоров компании Мультивиль;
Дзвонковский Александр Николаевич, руководитель Дирекции по развитию бизнеса «Склады» АО «Почта России»;
Маркелов Константин Алексеевич, ректор Астраханского государственного университета;
Даушев Артем Адгамович, помощник Руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
В современных условиях важнейшим фактором, определяющим экономическое развитие государств, становится обеспечение эффективной логистики импортных и экспортных грузов. В результате западных санкций, небо западных стран закрылось для российских самолетов, с российского рынка ушли глобальные морские перевозчики, прекратили работу крупнейшие курьерские компании. Санкционный режим дал новый импульс к развитию Международного транспортного коридора (МТК) «Север-Юг». Большую роль в развитии проекта играет Каспийский международный интеграционный клуб «Север – Юг», который является международной профессиональной отраслевой площадкой для обсуждения интеграционных торговых, логистических и инвестиционных проектов в рамках МТК «Север-Юг». Основная миссия Клуба – объединение ресурсов власти и бизнеса государств–членов международного проекта, а также стран–партнеров по диалогу, взаимное информирование и анализ подготовки инвестиционных соглашений.
Постоянный представитель Российской Федерации при ОИС, председатель Каспийского международного интеграционного клуба «Север – Юг» Рамазан Абдулатипов, подчеркнул важную роль, которую играет клуб в развитии проекта МТК «Север – Юг». Транспортный коридор длиной 7,2 тысяч км в два раза короче традиционного маршрута через Суэцкий канал. Грузы по нему проходят на 10-15 дней быстрее, стоимость перевозки на 30-40% дешевле. Он выразил удовлетворение тем, что руководство России, Индии, Ирана, Китая, Ближнего Востока, Центральной Азии начало понимать необходимость активного развития этого маршрута.
Юсеф Хасан Халави, генеральный секретарь Исламской палаты торговли, промышленности и сельского хозяйства (ICCIA) подчеркнул важность проекта МТК «Север – Юг», который сможет облегчить жизнь миллиардам людей и поможет сэкономить огромные средства.
Дмитрий Мурев, генеральный директор АО «РЖД Логистика», отметил, что совокупный объем перевозок РЖД по этому коридору за 2022 год увеличился на 21,6% и составил 8,9 млн тонн. Объем контейнерных перевозок утроился и составили 22,3 тыс. ДФЭ. Западный маршрут коридора является самым грузонапряженным. В 2022 году были запущены регулярные перевозки полносоставных контейнерных поездов по восточному маршруту транспортного коридора. Проводится постоянная работа по модернизации инфраструктуры.
Для обеспечения бесшовности грузоперевозок, необходимо продолжать технологическую интеграцию: введение единого сквозного железнодорожного тарифа, сквозного расписания, внедрение технологии взаимодействия железных дорог с контролирующими органами, введение зеленых коридоров.
Помощник Президента Российской Федерации Игорь Левитин отметил, что подписание соглашение о сотрудничестве по строительству МТК «Север – Юг» между Россией и Ираном открывает большие возможности для дальнейшего развития транспортного коридора. Важной задачей сейчас является обеспечение условий для беспрепятственной работы грузоперевозчиков. Одним из шагов может стать введение единого транспортного документа, электронной пломбы и единых фито-санитарных требований. Также необходимо введение единого транзитного тарифа на всем протяжении маршрута.
Заместитель Председателя Агентства транспорта и коммуникации при Кабинете Министров Туркменистана, начальник Туркменбашинского международного морского порта Байсейидов Сейитгулы, отметил, что в стране активно развивается транспортная инфраструктура, в 2018 году был построен новый порт с грузооборотом 15 млн тонн в год. После решения Туркменистана о присоединении к Соглашению о международном транспортном коридоре «Север – Юг» для грузов, проходящих по данному направлению через порт, были снижены тарифы на 50%.
Торговый представитель Российской Федерации в Азербайджанской Республике Руслан Мирсаяпов подчеркнул важность проекта по развитию МТК «Север – Юг» и высказал предложение по открытию представительства координационного клуба на территории Азербайджанской республики.
Председатель совета директоров транспортной компании «ФЕСКО» Андрей Северилов подчеркнул важность формирования флота в Индийском океане для обеспечения «морского плеча» коридора. «ФЕСКО» заинтересована в приобретении контейнерного терминала на Каспийском море. Также одним из возможных логистических хабов для консолидации грузов, направляющихся в Иран, может стать Казань, где транспортная группа планирует строительство мультимодального логистического комплекса.
Генеральный директор судоходных линий Исламской республики Иран Мохаммад Реза Модаррес Хиабани отметил, что Иран находится на 16 месте по объемам контейнерных перевозок в мире. Он выделил основные вызовы, связанные с проектом по развитию МТК «Север – Юг» на территории Иран: ограничения движения, связанные с формальными процедурами; большой объем необходимого финансирования; недостаточная глубина Каспийского моря для прохода судов; задержки судов, связанных с работой портов; длительные таможенные процедуры: необходимость снижения портовых расходов.
Представитель Совета директоров компании «Мультивиль» Атул Упадхай отметил, что его компания будет обеспечивать поставки индийских товаров в Россию по транспортному коридору «Север – Юг» и для этого в Индии будет создан логистический центр. Были представлены инвестиционные проекты компании, включая строительство завода запасных частей в Казани, а также возможность организации производства по строительству морских судов в России.
Руководитель дирекции по развитию бизнеса «Склады» Почты России Александр Дзвонковский сообщил, что помимо доставки почты компания развивается как логистическая компания. Был запущен новый вид услуг – фулфилмент товаров с бондового склада. В апреле 2023 года открылся первый бондовый склад в Казани
Помощник Руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Артем Даушев подчеркнул необходимость интеграции информационных систем и внедрения новых технологий для гарантии безопасности в рамках международной торговли и реализации проекта «Агроэкспресс».
Константин Алексеевич Маркелов, ректор Астраханского государственного университета отметил, что в университете реализуется проект по разработке цифровой платформы МТК «Север – Юг» для применения в логистических процессах транспортного коридора. Также в вузе реализуются образовательные программы по транспортно-логистическому профилю. Ректор выдвинул несколько предложений, в частности, усилить межуниверситетское взаимодействие в данной сфере, увеличить прием по логистическим направлениям подготовки, ввести специалитет в рамках подготовки логистических кадров и другие.