Семейный бизнес как бренд национальной экономики

Семейный бизнес как бренд национальной экономики

Организатор: Торгово-промышленная палата Российской Федерации.
Место проведения: г. Казань, МВЦ «Казань Эскпо»
Время проведения: 17 мая, 10:00-11:30
Модератор: Елена Дыбова, Вице-президент ТПП РФ.

Приглашенные спикеры:
Инна Святенко, Заместитель председателя Совета Федерации;
Светлана Орлова, Аудитор Счетной палаты Российской Федерации;
Абдулла Аль Салех, Заместитель министра экономики Объединенных Арабских Эмиратов;
Гюрчан Махмут, Заместитель Министра торговли Турецкой Республики;
Али Кума, Директор и собственник семейной логистической компании Koumala Transport Logistics, Республика Мали;
Ольга Айдуганова, Директор ООО «Инженернопроизводственный центр»;
Ольга и Владимир Попеновы, Учредители ООО «Мечта»;
Андрей Ширков, Заместитель управляющего по кооперативному блоку отделением Банк «Татарстан», ПАО Сбербанк.

Семейные бизнесы часто служат фундаментом экономики, внося значительный вклад в создание рабочих мест, налоговые поступления и общий валовой продукт. Они представляют собой культурное и экономическое наследие, передающееся из поколения в поколение, что способствует сохранению традиций и стимулирует инновации. Поддержка и развитие семейных бизнесов способствует росту экономического потенциала страны, укреплению социальной ответственности бизнеса и формированию устойчивой экономической системы. Сессия была посвящена обсуждению международного практического опыта развития семейного предпринимательства как одного из ключевых брендов любой национальной экономики для внутренних и внешних рынков, существующих проблем и вызовов развития данного сектора экономики, инструментов и механизмов государственной поддержки.

Вице-президент ТПП РФ Елена Дыбова поделилась процентными показателями количества семейного бизнеса в России: «Больше половины наших компаний – это семейный бизнес в первом поколении. Практически 37% компаний – это бизнес двух поколений. Сейчас каждая десятая компания это три поколения, которые ведут бизнес вместе с отцами-основателями. 95% частных школ и детских садов, 85% компаний, которое занимаются оказанием услуг, 80% гостиниц – это все семейный бизнес. Эта цифра растет. Практически две третьи частных медицинских клиник это тоже семейный бизнес. Каждая вторая пекарня также является семейным бизнесом».

Заместитель председателя Совета Федерации Инна Святенко в видеообращении рассказал о формах старта семейного бизнеса: «На современном этапе государство создает все условия для возрождения династий семейного бизнеса. Одной из форм старта бизнеса, в том числе семейного, является социальный контракт. Только в 2023 году было заключено 95 тыс. социальных контрактов на открытие и развитие своего дела. На сегодняшний день порядка 74% малого и среднего бизнеса – это семейные предприятия, в которых работают супруги и родственники. При этом более половины из них имеют оборот до 500 млн рублей. 55% – семейные предприятия в первом поколении. По экспертным оценкам в нашей стране 99% фермерской продукции произведено в семейных хозяйствах».

Заместитель министра экономики Объединенных Арабских Эмиратов Абдулла Аль Салех затронул тему важности участия государства в защите семейного бизнеса посредством закона. По его словам, государство должно помогать семейным компаниям. Должна быть создана правильная законодательная система. Важно создать механизм, который будет способствовать помощи семейному бизнесу.

Аудитор Счетной палаты Российской Федерации Светлана Орлова поделилась статистикой регистрации МСП: «Доля кредитования сектора МСП в 2023 году составила 21%, это на 10% больше, чем было в 2020 году. <…> В прошлом году в России зарегистрировано 1,2 млн новых компаний, в том числе и семейных. На внешние рынки в прошлом году вышло 60 тыс. малых предприятий. Это в 1,2 раза больше, чем в 2021 году. По этим показателям значительную долю занимают семейные предприятия».

Директор и собственник семейной логистической компании Koumala Transport Logistics Кума Али рассказал о том, что семейный бизнес – возможность развивать компанию: «Очень важно расширять территорию семейного бизнеса. Наша компания соблюдает традиции нашей страны, даже ведя международный бизнес».

Директор ООО «Инженерно-производственный центр» Ольга Айдуганова поделилась проблемами, с которыми сталкиваются наследователи семейного бизнеса: «Есть ряд вопросов, ответы на которые мы ищем. При желании детей унаследовать бизнес - не всегда понятная процедура наследования, большой размер банковских комиссий при переводе физическим лицам, размер банковских комиссий при выплате дивидендов, условия создания наследственных фондов, получение мер поддержки и кредитования, существуют определенные риск-факторы при наличии нескольких видов деятельности».

Учредители ООО «Мечта» Ольга и Владимир Попеновы рассказали о важности взаимопонимания в ведении семейного бизнеса: «Мы вместе 24 часа в сутки. Это многих удивляло, но это нам и помогло. Мы – хороший пример нашим детям. Семейный бизнес – это другая культура ведения бизнеса. Уже утром просыпаешься вместе с семьей. Наши внучки ездят с нами на форумы. В дальнейшем они тоже хотят продолжить наше дело».

Юбилейный XV Международный экономический форум «Россия – Исламский мир:KazanForum 2024» проходит в Казани с 14 по 19 мая. В этом году его ключевая тема – «Доверие и сотрудничество». Главная цель Форума – укрепление торгово-экономических, научно-технических, социальных и культурных связей регионов Российской Федерации и стран Организации Исламского сотрудничества, а также содействие развитию институтов исламской финансовой системы в Российской Федерации.