Развитие кадрового потенциала для современного цифрового мира

Развитие кадрового потенциала для современного цифрового мира

Место проведения: г. Казань, МВЦ «Казань Экспо», зал 12.

Время: 18.05.2023, 15:40–17:00

Организатор: автономная некоммерческая организация высшего образования «Университет Иннополис»

Место проведения: г. Казань, МВЦ «Казань Экспо» Зал 12.

Модератор: Мария Образцова, директор Института дополнительного образования АНО ВО «Университет Иннополис».

Спикеры:

Эрдал Балджи, соучредитель и руководитель Частного колледжа британской культуры Бодрума;

Гусева Юлия Мунавировна, руководитель Центра специализированной ИТ–подготовки АНО ВО «Университет Иннополис»;

Имам Муваффак Мохд Фаваз Судки, преподаватель факультета компьютерных и инженерных наук Института разработки ПО и программной инженерии Лаборатории промышленной разработки ПО АНО ВО «Университет Иннополис»;

Свинин Александр Александрович, торговый представитель Российской Федерации в Республике Индонезия;

Фуад Магеррамов, заместитель председателя правления Агентства развития экономических зон при Министерстве экономики Азербайджанской Республики;

Севара Хидоятова, главный специалист по анализу и мониторингу в отделе инвестиций и международных отношений IT Park Uzbekistan;

Шарипова Анна Николаевна, управляющий директор по национальным проектам Государственной корпорации «Ростех», председатель наблюдательного совета АНО «РТ – Национальные инициативы».

Эрдал Балджи, соучредитель и руководитель Частного колледжа британскоий культуры Бодрума (BIKK), рассказал, что в Турции функционируют 19 000 средних школ, 2200 из них – частные. Программа обучения в BIKK отличается от программ обучения в государственных и других частных школах тем, что в BIKK дети учатся 210 дней в году вместо 180. Дополнительные четыре недели используются для адаптации ребенка к новому окружению, составлению индивидуальных образовательных планов, включая выбор кружков, спортивных секций, дополнительных занятий. В школе также уделяется большое внимание менторству, созданию комфортной атмосферы и воспитанию эмоционального интеллекта.

Юлия Гусева, руководитель Центра специализированной ИТ-подготовки университета Иннополис рассказала об опыте университета по организации ИТ-подготовки школьников. В настоящее время большое количество школьников проявляют интерес к программированию. Центр специализированной ИТ-подготовки проводит обучение в рамках проекта «Код будущего», где школьники 8-11 классов могут бесплатно получить ИТ-образование в течение календарного года по четырем программам. Более 2 тысяч школьников уже закончили обучение на курсах и 15 выпускников стали студентами Университета Иннополис. В настоящее время на курсах обучаются почти 8 тысяч школьников со всей страны. Летом планируется проведение интенсивов.

Имам Муваффак Мохд Фаваз Судки, преподаватель факультета компьютерных и инженерных наук Института разработки ПО и программной инженерии, Лаборатории промышленной разработки ПО АНО ВО «Университет Иннополис» получил первое высшее образование в университете Иордании, а затем воспользовался возможностью продолжить обучение и поступил в университет Иннополис. Академическая мобильность требует покинуть свою страну, расстаться с семьей и, возможно, временно ухудшить свое финансовое положение. С другой стороны, это дает возможность окунуться в новую профессиональную среду, получить полезные знания и навыки, стать более самостоятельным, обрести друзей, познакомиться с новой культурой. Имам Муваффак считает свое решение о переезде в Иннополис лучшим решением в своей жизни и призывает никогда не упускать возможность продолжить обучение, не попадаться в ловушку зоны комфорта и стремиться к получению новых знаний и развитию своих навыков.

Александр Свинин, торговый представитель России в Индонезии, познакомил участников сессии с состоянием ИТ-образования в Индонезии. В настоящее время в систему образования Индонезии активно внедряются современные технологии. Это связано, в том числе, с влиянием пандемии Covid-19, вследствие которой было закрыто более 530 тыс. школ и более 68 млн учащихся было переведено на домашнее обучение. В 2021 году школу посещали только 80% детей. Это связано с территориальными особенностями страны, расположенной на островах, 6 тысяч из которых населены людьми. Соответственно, в Индонезии очень высок спрос на доступные образовательные решения, и онлайн решения из России могут быть весьма востребованы.

Основные сложности в развитии онлайн образования в Индонезии заключаются в трудном доступе к финансированию проектов в сфере онлайн образования, плохой цифровой инфраструктуре, нехватке квалифицированных кадров, неготовности части родителей платить за дополнительное образование, высоких тратах на привлечение и удержание новых клиентов.

В стране с населением в 280 млн человек разработкой ИТ-решений занято менее 1% трудоспособного населения (998 тыс. человек). Власти страны принимают активные попытки исправить ситуацию с нехваткой квалифицированных кадров, запуская программы дополнительного образования и учреждая стипендии на получение высшего образования.

Александр Свинин также обратил внимание, что российские ИТ-компании, выходящие на рынок Индонезии, должны учитывать особенности страны, в частности, здесь невозможно развивать ИТ-сервисы, не находясь внутри страны, соответственно требуются значительные инвестиции на логистику команд разработчиков, и выгоднее будет нанимать локальных специалистов. В Индонезии 90% пользователей используют мобильный интернет, соответственно, все разработки должны быть адаптированы под мобильные устройства. Кроме того, возможны проблемы с коммуникацией, так как английский язык не широко распространен, и необходимо знание индонезийского языка.

Фуад Магеррамов, заместитель председателя правления Агентства развития экономических зон при Министерстве экономики Азербайджанской Республики рассказал, что Агентство развития экономических зон было образовано в 2021 году с целью организации деятельности, управления и развития промышленных парков, промышленных кварталов и агропарков Азербайджана. В настоящее время под управлением Агентства действуют 6 индустриальных парков, 4 промышленных района и 51 агропарк.

Общая площадь, которую занимают промышленные парки, составляет 1202 га. Они насчитывают 127 резидентов, в которых создано 10 362 новых рабочих мест. Резиденты промышленных зон в первые 10 лет освобождены от уплаты налогов на прибыль, на недвижимость, земельный налог, НДС и таможенных пошлин на оборудование.

51 агропарк занимает площадь в 239,3 тыс. га, общий объем инвестиций в них составляет 1,4 млрд долл. США.

В промышленных зонах создаются образовательные учреждения для подготовки высококлассных специалистов по 15-ти направлениям, которые получают как теоретические знания, так и практические навыки на базе промышленных площадок.   

Севара Хидоятова, главный специалист по анализу и мониторингу в отделе инвестиций и международных отношений IT Park Uzbekistan. IT Park Uzbekistan – это специальная экономическая экстерриториальная зона, которая обеспечивает поддержку ИТ-компаний, включая запуск стартапов, разработку образовательных курсов, развитие резидентской программы.

В IT Park Uzbekistan функционирует IT Park University, первый в стране университет дистанционного образования. В 2021 году был запущен масштабный проект «One Million Uzbek Coders», представляющий собой бесплатную онлайн-платформу для обучения населения навыкам программирования и работы с цифровыми технологиями. В результате 1,1 млн человек получили сертификаты о завершении обучения. В 2022 был году запущен совместный проект с международной платформой открытого онлайн-образования Coursera, в рамках которого 1,2 миллиона молодых людей смогут пройти онлайн-курсы на Coursera и получить соответствующие сертификаты.

IT Park Uzbekistan насчитывает 1300 резидентов, включая 130 компаний из России. Резиденты имеют налоговые преференции. Для будущих резидентов из других стран существует программа релокации.

Узбекистан обладает большим потенциалом в ИТ-сфере. Это крупнейшая страна в Средней Азии, население которой составляет более 36 млн чел., около 60% населения – это люди до 30 лет, в 65 университетах преподаются ИТ-программы, Интернет-покрытие в стране составляет 99%, рост ВВП в 2022 году составил 5,7%. В стране запускаются программы дополнительного ИТ-образования не только в столице, но и в регионах, развивается много совместных проектов с иностранными партнерами.

Анна Шарипова, управляющий директор по национальным проектам Государственной корпорации «Ростех», председатель наблюдательного совета АНО «РТ – Национальные инициативы» подчеркнула, что для соответствия компании цифровой повестке, нужно научить руководящее звено не бояться новых терминов и понимать необходимость их использования. Для этого в программы повышения квалификации необходимо включать разделы по «устранению цифровой безграмотности».

Что касается ИТ-образования детей, по мнению Анны Шариповой, подготовка детей не синхронизирована с цифровой повесткой страны. Они должны обучаться не только программированию, но и изучать такие актуальные направления, как квантовые технологии, искусственный интеллект, биоинжиниринговые технологии, технологии распределенных реестров, интернет вещей и пр. Необходимо оценить, насколько дети готовы к тому, во что страна инвестирует большие средства.

При подготовке программистов необходимо учить будущих специалистов связывать разработку ПО с конечным продуктом, для которого оно разрабатывается, чтобы он стал максимально качественным и не требовал дополнительных расходов на внедрение. Мы должны воспитывать вдумчивых программистов, и такой комплексный подход может стать нашим огромным конкурентным преимуществом.

В заключении Анна Шарипова подчеркнула, что руководство на любом уровне должно понимать, что цифровые технологии – это уже неотъемлемая часть функционирования любой отрасли, и научиться их использовать.